Сравнение трансмиссионных масел для вариаторов.

Предоставленная ниже статься — мое IMHO и данные, предоставленные крупнейшими производителями жидкостей для вариатора. Я не несу ответственность за достоверность предоставленной ими информации.
Каждый в праве сам сделать свои выводы и решить, какую жидкость заливать в свой вариатор.

Провести данный анализ меня побудили споры относительно жидкостей для вариаторов Subaru.
Данная статья ориентирована на вариаторы Subaru, однако, ее можно применить так же к вариаторам других автоконцернов.

Уточнения.
690T — 690-й вариатор, который агрегируется с FA20DIT
690A — 690-й вариатор, который идет на аутбеках, с FB двигателями
580А — 580-й вариатор, который идет на автомобилях с FB двигателями.


1. Маркетинг Субару.
С 2009 года Subaru начала массово внедрять вариаторы в свои автомобили.
И много информации о том, что жидкость уникальная, никакая другая не подходит и прочее бла-бла-бла.

2. Предыстория.
Год назад, я начал разбираться какая же жижа на самом деле применяется, но так и не довел дело до конца, так как в случае с турбовым Форестером, стоимость 1 литра оригинала составляет ~ 750р и нет было ни времени, ни желания этим вопросом заморачиваться.

Недавно, я столкнулся с проблемой коробки, которая была быстро решена и моя дискуссия с Михаилом (который менял вышедший из строя соленоид) на тему вариаторной жижи побудила меня довести вопрос до конца. Ниже я расскажу о том, что и как делал.

3. Поверхностное гугление.
Изучая опыт использования сторонних масел, я не встретил никакой взаимосвязи между использованием родного, либо стороннего масла, с количеством поломок вариаторов.
Более того, заметил интересный факт: например, в США, многие первую замену масла делают после 80-100 тыс миль! Ниже хим анализ жижи после 82,9 ткм — ее свойства практически не изменились, лишь грязи в ней много.
В той же Канаде дилеры Субару продают оригинальную жижу по $60 за литр! В итоге, народ активно использует жидкости сторонних производителей.

4. Сбор информации.
Я с самого начала не верил в то, что для Subaru была разработана особая формула. Уж очень маленький автопроизводитель, чтобы кто-то из производителей смазочных материалов выпустил для нее уникальную жижу.
Однако, для того, чтобы была какая-то отправная точка, я решил найти химический анализ родной жижи.
На просторах рунета я не нашел ничего, в связи с чем пошел искать по форумам других стран.
Спустя некоторое время, я нашел хим анализ Subaru SOA748V0200, которая в США используется как high torque, для 690T вариаторов (наш аналог K0421Y0700).

Разница в цвете свежей и старой жидкости SOA748V0200

Лабораторный анализ свежей жидкости SOA748V0200

Лабораторный старой жидкости SOA748V0200

Если свести все в таблицу, то будет выглядеть вот так

Как мы видим, физические свойства жидкости, такие как вязкость, не сильно претерпели изменений.
Температура вспышки старой жидкости немного возросла.
Бора стало чуть меньше (одна из основных функций бора — роль беззольного дисперсанта), поэтому, его уменьшение логично. Количество Фосфора и Кальция осталось на прежнем уровне, а возросшие элементы, такие как алюминий, железо объясняются износом механической части вариатора.
Однако, самое интересное заключается в температуре вспышки, которая у новой 204°С, что говорит о том, что перед нами … простой гидрокрекинг, без ПАО и эстеров, с самым минимальным пакетом присадок …


Следующий этап — поиск информации о характеристиках жидкостей разных производителей.
Все информацию я по итогу вывел в единую таблицу

В этой таблице:
1. Последние 4 — сомнительные масла, уровня Totachi и Mitasu.
Например, Amalie Universal Synthetic CVT Fluid.
Имеет температуру вспышки в 190°С, но при этом температуру застывания -51°С, а так не бывает.
2. Жижи именитых брендов имеют температуру вспышки большую, чем оригинальная жижа Субару, что говорит о том, что в них применяются ПАО добавки и такая жижа уровня выше, чем наша родная.

Самой близкой по характеристикам к Subaru High Torque SOA748V0200 оказалась жидкость Havoline® Fully Synthetic CVT Fluid .

Кстати, заметьте интересную особенность: Subaru не поставляет в США жижу JXTG Nippon Oil & Energy, которая идет у нас как K0421Y0700, а нашла в США другого производителя, который даже не потрудился покрасить ее в красный цвет!
Я не знаю с чем это связано: возможно, Американский ФАС настучал по голосу Субару и принудил ее заказывать жижу у местной нефтеперерабатывающей компании, а возможно, так дешевле.

При этом на сайте Havoline указано, что их жидкость Havoline® Fully Synthetic CVT Fluid имеет совместимость со всеми коробками CVT Subaru:
Subaru Lineartronic CVTF (PN K0425Y0710)
Lineartronic CVTF II (SOA748V0200)
CV-30
High Torque CVTF
e-CVTF

Ссылка на документ
Havoline — сама по себе довольно серьезная компания и прекрасно понимает, что если житель США зальет себе в коробку их продукт и у него произойдет поломка, то их затаскают по судам.


5. А что у нас с жидкостями для 580A и 690А?
Да все примерно то же самое. Вот отработка жидкости с пробегом 60 тыс миль (96,540км)

А если посмотреть отработку с еще большим пробегом?
Например, 123.250 миль (198.309 км!)

Сведем все данные в итоговую таблицу

Исходя из этой таблицы, можно сделать вывод, что различия:
— у атможижи Кальция в полтора раза больше.
— у атможижи Бора в 2.5 раза меньше.
Все. Все остальные характеристики идентичные.

Из изменений характеристик:
— температура вспышки поднимается.

Температура вспышки.
Как мы заметили по сравнению турбожижи, в процессе старения масла она возросла.
И если провести корреляцию температуры вспышки атможижи, то можно прикинуть, что скорее всего, в базе у нас были те же 204°С, то есть гидрокрекинг без ПАО.


6. Итоги.
Если говорить о физических свойствах жидкости, то у жидкостей Subaru кинематическая вязкость при 40°С выше, чем у других.
Вероятно, это требование, чтобы не было проскальзывания цепи между конусами. Хотя… ведь вязкость при 100°С такая же, как и у других жидкостей, либо ниже.
Но вероятнее всего, это просто недостаток самого дешевого масла.
Кстати, заметьте, вязкость идентична маслам 0W-20!

Все это наводить на мысль о том, что жидкость вариаторов Subaru — самая что ни есть простая, самая дешевая и использование любая жидкость любого брендового производителя в большинстве случаев выше качеством, но никак не ниже.

Если уж совсем не хотите рисковать, владельцы вариаторов 580A/690A могут смело заливать себе Subaru High Torque K0421Y0700, которое практически идентично K0425Y0711 (кроме незначительной разницы в пакете присадок) и стоит в ~2 раза дешевле.
Разве что настоятельно рекомендую не смешивать с вашей старой жижей, а методом полной замены.
Вообще, я противник частичной замены и считаю частичную замену таким же извращением, чем частичную замену в редукторах или двигателе.
Однако, не советую заливать K0415YA090, ибо есть подтвержденный случай, когда применение этой жидкости приводило к проскальзыванию цепи в конусах. К сожалению, у меня нет лабораторного анализа данной жидкости и я не могу сказать о возможных причинах.

7. Кому эта тема интересна и кто хотел бы внести в нее свой вклад, буду признателен, если отдадите на лабораторный анализ жидкости:
K0421Y0700 (готов предоставить свежее масло)
K0425Y0711
для выяснения их свойств.
Вероятно, мое деление масел по кинематической вязкости ошибочно: если у этих масел она окажется на уровне Eneos и Idemitsu — это будет означать, что их можно смело заливать в качестве дешевого аналога в том числе и в 690T вариатор (но это пока не точно). Для снижения рисков возникновения проблем, рекомендую в 690Т заливать в качестве аналогов исключительно жидкости:
1. Havoline® Fully Synthetic CVT Fluid (самое близкое к оригиналу, заявлена совместимость с High Torque)
2. Pentosin CVT 1
3. Redline Non-Slip CVT

Вопросы?

Отправить ответ

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Subscribe  
Уведомление