Онлайн сервис заказа такси. Часть 59. Вот и все? Или будет продолжение?

Давно не писал по проекту.
Да и писать было особо нечего, так как я последний год особо не занимался проектом, только моментами, так сказать «точечно».
Дело в том, что я разочаровался в проекте.

Изначально я планировал, что смогу запустить условно пассивный источник дохода, который не отнимал бы много моего времени. Но по факту оказалось, что чтобы зарабатывать ₽150-200 тыс. в месяц, нужно работать от рассвета до заката.

Более того, ситуация на рынке в последнее время серьезно усугубилась: если раньше было достаточно работать по базовым тарифам Яндекса (повременной тариф: ₽199 подача, включено 10 минут и далее ₽15/минута) и водители сразу брали такие заказы, то год назад система тарификации серьезно изменилась: киты рынка начали использовать фиксированную тарификацию. Это серьезно снизило выполняемость заказов, а после того, как тарификация начала прыгать в зависимости от спроса, то начался вообще беспредел.

При том, что год назад я подключил еще один обменник, плюс подключились крупнейшие таксопарки, в лице Сити-Мобил и 2412, выполняемость очень серьезно рухнула: примерно до 10%. Причин несколько:

1. Людям нужна машина гарантированно, в итоге они заказывают такси в 2-3 приложениях и как только в одном из них назначается машина, в других они отменяют заказ. И из-за того, что время назначения авто у меня выше, чем у того же Яндекс и Uber, то машину отменяли.

2. Людям нужна машина «здесь и сейчас».
И если в двух приложениях примерно одновременно была назначена машина, они оставляют заказ в том приложении, которое обещает быстрее подать машину. И если Яндекс мутил со временем: показывает 3 минуты, потом 4, потом минуты три держится 4 и начинает время уменьшаться, то я так и не отработал алгоритмы этих мулек и в итоге, когда мое приложение показывало 8 минут, а у Яндекса 3, то мой заказ отменялся клиентом, а машина Яндекса фактически приезжала через 10-12 минут.

3. Вопрос цены. И это был самый сложный момент.
Стоимость кроме зависимости от расстояния и времени, теперь получила зависимость и от спроса.
Выглядело это так: к примеру, приезжает из Спб поезд в Москву, после этого в первые 40 минут стоимость такси на Ленинградском вокзале имеет повышающие коэффициенты (иногда 2х и даже выше). При этом в моем приложении поездка из А в Б стоит ₽600, а у Яндекса ₽1200. Но мой заказ за ₽600 не берет ни один водитель, ждет Яндекс за ₽1200, в итоге, заказав у меня, клиент не получал машину и прождав 10-15 минут, делал заказ у Яндекса.

Все эти моменты приводили к тому, что человек скачивал приложение, не получал машину и удалял.
Сейчас 20 Октября 2018 года. В моей БД порядка 800 тыс. клиентов и вчера, пятницу, моя заброшенная инфраструктура нагенерировала 140 заказов, из которых выполнено полтора десятка. И это при базе в 800 тыс. клиентов!

4. Самый последний прикол выдал Сити-мобил.
Компания Мегафон и Мейл.ру решили поиграть в агрегатора такси и выделили им на развитие $35M. Отдел маркетинга не придумал ничего более умного, как сделав массивную рекламу, сделать самый низкий ценник на услуги такси, а чтобы водители брали заказы, доплачивают им от 15 до 50% с каждого заказа.
Итоговая картина выглядит так: суббота, аэропорт Домодедово.
Заказываю такси с детским креслом.
Яндекс называет мне ценник в ₽1760.
В моем приложении ценник в 1760 — 3% = 1710₽.
Ценник у Сити-Мобил — ₽1220.
Заказываю Сити-Мобил. По дороге разговорился с таксистом, он показывает, что с меня сумма ₽1220, но при этом доплата от Сити-Мобил и он по итогу получит ₽1460.
Ну вот как конкурировать с компанией, у которой ценник в 1.5 раза ниже?
И если бы хотя бы не было бы проблем с водителями, я смог бы кое-как находиться на плаву, но не в ситуации, когда я не могу предоставить водителей из-за катастрофической их нехватки.


Хоть в итоге я и смог в Сентябре добиться того, что парсились цены Яндекса и я мог клиентам всегда предлагать ценник, скажем, в -5% от цены Яндекса, сей проект меня на столько достал, что нет уже ни сил, ни времени, ни желания продолжать этим заниматься, ибо меня довольно давно не покидает ощущение того, что я топчусь на месте и нужно все прекращать.

По факту, на рынке идет не война, а бойня.
И можно подумать: вот закончатся у Сити-Мобил деньги, вернется все на «круги своя», но это не так.

Будет как в анекдоте про гребцов и топ-менеджмент:

Однажды русская и немецкая компании договорились провести совместные соревнования по гребле на восьмиместных байдарках.
Обе команды долго и упорно тренировались и когда обе были на пике формы устроили соревнования, но…
Немцы победили с преимуществом в 1 км.
После поражения русская команда была деморализована.
Топ-менеджмент решил выяснить причину провала.
Была создана рабочая группа для подготовки предложений по изменению и реструктуризации в команде.

После многих недель изысканий было установлено, что в немецкой команде гребли семеро и один рулевой… а в русской – один на веслах и семеро рулевых!
Топ-менеджментом русской компании была привлечена консалтинговая компания для подготовки и проведения реструктуризации команды.
Получив солидный гонорар и внедрив показатели KPI, ССП и ISO 9001 и проведя маркетинговые исследования, консалтинговая фирма пришла к выводу: Слишком много сотрудников в русской команде подает команды и слишком мало гребет….

После реструктуризации русская команда выглядела так: – четыре рулевых… – два старших рулевых, – один рулевой директор, – и один гребец.
Кроме того для гребца была введена персональная система оценки показателей эффективности и расширен круг обязанностей, чтобы повысить его ответственность.

На следующий год немецкая команда опять убедительно победила с отрывом в 2 км.
В результате очередного поражения, топ менеджментом русской компании была нанята консалтинговая компания по аудиту и оценке эффективности команды.
Было принято решение расформировать гребную команду…
Гребец, как основной виновник неэффективности команды был уволен, все плановые инвестиции на 2014-2015 годы в новую лодку и весла были отменены. Рулевым была объявлена благодарность, а сэкономленные деньги были выплачены топ-менеджменту в качестве премии.

С Сити-Мобил будет примерно так же: топ-менеджмент покажет графики, на которых количество внутренних заказов выросло в 10 раз (при чем график не покажет, что раньше было 1000 заказов в сутки, а после затрат в $35М их всего 10.000 в сутки), но зато работа будет блестяще оценена и они получат очередной транш инвестиций.
Ну а дальше, тема окажется интересной МТС/Билайну, да кому угодно, у кого есть лишние деньги.


Я попытался в этой сфере поработать в теневом секторе, но вылезти за планку в ₽200 тыс/мес. чистой прибыли не смог, из-за низкой эффективности проекта: те же 150-200 тыс. я могу зарабатывать затратив на работу в 3-4 раза меньше своего времени.
Да, можно было бы попробовать нанять удаленных сотрудников, чтобы они выполняли определенные сегменты работы. Вот только нет готовых сотрудников, а искать, обучать, тратить свое время, разочаровываться в сотруднике, увольнять, искать снова — это процесс, который тоже отнимает очень много времени.


После всего.
В данный момент у меня есть инфраструктура, на создание которой было потрачено порядка ₽2 млн.
В принципе, она работоспособная.
Более того, дала мне довольно серьезный опыт в разработке сложных проектов и выживанию в высококонкурентной среде.
И я планирую трансформировать свой проект в нечто другое и продолжить в немного ином направлении, которое по идее должно будет давать в среднем по ₽300-400 тыс. в месяц, при этом затрачивая моего времен не более 3-5 часов в неделю.
В данный момент краткий план составлен и в декабре планирую начать разработку (займет около 100-150 часов моего времени, домены *com и *ru), а к апрелю начать уже непосредственно саму работу (проект сезонный, способен работать с апреля до конца октября). 

PS. Если кто-то хочет поиграть в такси, я готов за определенную сумму склонировать свою инфраструктуру на ваш сервер. Естественно, оказать полную помощь по подключению к обменникам, настройке мобильных приложений.

Отправить ответ

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Subscribe  
Уведомление