Проект iMotoCab — первый в России агрегатор мототакси
Эпопея с такси практически закончилась. Здесь я рассказывал о том, куда двигается рынок и любые попытки что-то делать в этой сфере обречены на провал. В лучшем случае можно найти богатого инвестора и оприходовать его бабки. Все.
Update 15.05.2020.
Мной создана новая версия данной статьи, в которой я более подробно расписал данный вид бизнеса.
Проект агрегатора мототакси. Версия 2.0
Однако, история не закончилась.
Ведь было потрачено много времени, сил, написано тысячи строк программного кода и нельзя просто вот так вот взять и все выбросить.
Поэтому я начал думать и искать нишу, куда бы адаптировать все, что было создано.
И оказалось, что в России на сегодняшний день в России нет ни одного агрегатора мототакси!
И тут я подумал: «а может мне стать первым в России агрегатором мототакси!?»
Правда, есть один нюанс: на сегодняшний день в России нет законодательной базы для лицензирования в такси двухколесных транспортных средств. Таким образом, проект невозможно продвигать как такси, но зато нет ограничений для продвижения его как «мотопрогулки».
На подбор названия проекта ушло очень много времени.
К сожалению, все интересные наименования были заняты. В итоге остановил свой выбор на imotocab и зарегистрировал домены imotocab.ru + imotocab.com.
Более того, не нашел следов регистрации подобного товарного знака и в данный момент начата процедура регистрации товарного знака imotocab.
1. Целевая аудитория.
Люди в возрасте от 20 до 35 лет, которые куда-то опаздывают и хотят добраться без пробок, либо те, кто хочет просто прокатиться на мотоцикле.
2. Вопросы безопасности пассажиров.
Двухколесный транспорт имеет повышенную опасность, поэтому, предъявляется ряд требований:
— пассажир не должен быть пьяным, либо сильно перевозбужденным и водитель мотоцикла (далее будем называть его «байкер», ибо я не нашел более подходящего значения этого слова), имеет полное право для оценки состояния пассажира и принятия решения «покатать» его или нет;
— пассажир должен быть в нормальной физической форме, не иметь проблем с излишним весом;
— байкер приезжает к пассажиру снабженный дополнительным шлемом и защитами: наколенники, налокотники, защита на запястья;
— особые требования к байкерам — они должны быть профессионалами в управлении транспортным средством и должны сдать аттестацию на профессионализм;
— с байером заключается Договор об его ответственности.
Необходимо разобраться с вопросами страхования пассажиров от несчастных случаев. Знаю, что в свое время у РЕСО была программа страхования. Как сейчас с этим обстоят дела, пока не в курсе. Но для максимальной эффективности проекта необходимо будет заранее продумать вопрос страхования.
3. Процесс.
3.1. Клиент заказывает мотопрогулку.
3.2. К клиенту приезжает байкер.
3.3. Байкер проводит обучение и оценивает состояние клиента.
3.4. В случае, если у байкера нет вопросов, клиент освоил общие правила безопасности, на него надевается защита и он становится пассажиром.
4. Техническая инфраструктура.
4.1. Мобильное приложение.
В данный момент имеются мобильные приложения для заказа такси. Необходим небольшой редизайн. Имеются готовые макеты и нарезки для программистов. При разработке нового дизайна учитывалось, чтобы была минимальная сложность процесса редизайна и минимальные сроки. В дизайне хоть и присутствуют элементы для такси, тем не менее, достаточно лишь переименовать такси в «байк». По сути, работы на составление списка переделок, самих переделок и тестирования — менее чем на неделю.
4.2. Серверная часть.
Имеется серверная часть, полностью готовая к работе.
4.3. Интерфейс диспетчера.
Согласовано сотрудничество с компанией Интертос, которая готова предоставить свое программное обеспечение на индивидуальных условиях. Для моего проекта будет внедрен дополнительный класс «moto», который будет добавлен в их API для интеграции с моим программным обеспечением.
Более того, у Интертос есть действующий Договор с Ингосстрах, на предмет страхования жизни пассажиров. Возможно, получится заключить дополнительный Договор с Ингосстрах на предмет страхования пассажиров при мотопрогулках. Если это так, что никаких дополнительных действий, например, для технической реализации с целью автоматизации, не нужно.
5. Исполнители.
Гуглением, я нашел 8 компаний, которые на сегодняшний день предоставляют услуги мотопрогулок
Предварительно пообщался с ними, некоторые из них готовы к сотрудничеству.
Другие отказались, мотивировав это тем, что не хотят, чтобы в России появился агрегатор мототакси, так как в этом случае произойдет то же самое, что и в сфере такси: они лишатся своей индивидуальности и будут зависимы от агрегатора. Их право.
Сейчас эти конторы ведут свой бизнес в тетрадке.
Я им даю программное обеспечение для автоматизации их бизнеса (в лице ПО Интертос).
В этом ПО они смогут получать мои заказы.
Далее, это ПО станет и для них обменником заказов.
6. Финансы.
6.1. Сложный вопрос, сколько можно на этом заработать, но ниже попытаюсь расписать ориентировочные цифры.
Поверхностное изучение показало, что средний чек — порядка ₽3.000.
На первых порах планирую обозначить комиссию в размере 10%, то есть ~ ₽300 с каждого заказа.
Вероятно, около ₽20-30 придется платить за страхование жизни пассажира.
6.2. Что касается вопросов оплаты за услуги. По умолчанию — пассажир платит наличными. Однако, в наше время отсутствие возможности оплатить поездку с карты считается моветоном. В свое время, в сфере такси я изучал данный вопрос, считал. Оказалось, что из-за невозможности оплатить картой, я теряю около 5% пассажиров, однако, если внедряю оплату картами, то около 20% пассажиров будут оплачивать картой. Но в то же время это создает ряд проблем, например, если у пассажира нет денег на карте, плюс ко всему, я по итогу ничего не зарабатываю из-за комиссий платежного шлюза.
Казалось бы, комиссия платежного шлюза всего ~3%, однако, как я написал выше, услугой оплаты картой будут пользоваться уже 20% пассажиров, из которых 15% оплатили бы наличными водителю.
В связи с этим, в приложении в разделе «оплата» будет вариант «оплата байкеру через Сбербанк Онлайн». В этом случае перед посадкой пассажир оплачивает байкеру ориентировочную сумму, а доехав до точки, доплачивает, либо получает от байкера сдачу. Так же можно обозначить минимальную сумму, например, ₽3.000 и по приезду на место, если сумма составила менее ₽3.000, то байкер возвращает пассажиру наличными, либо обратным переводом на его карту.
7. Маркетинг.
7.1. Яндекс Директ + Google Adwords.
И тут вы не угадали, так как я не планирую использовать эти каналы для рекламы.
Их я оставлю для компаний, которые сейчас размещают там рекламу и будут моими партнерами.
Хотя, если партнеры все согласятся, чтобы весь маркетинг был на мне, тогда я займу эти каналы рекламы.
В период сезона, по Москве и области, в Яндексе:
до 1850 запросов в месяц по фразе «мототакси»
до 180 запросов по фразе «мотопрогулки»
400+ запросов «поездка на мотоцикле»
По этим трем фразам, суммарно около 2.500 запросов.
Думаю, до 3.000 целевых запросов наберется.
Еще около 1.000 запросов будет в Google.
7.2. Однако, все это мелочи.
Следующий канал — App Store и Google Play.
Но не думаю, что наберу там свыше 1000 загрузок в месяц.
Какое-то небольшое количество клиентов будет за счет поискового трафика с сайта. Но это количество будет столь мизерным, но его даже не учитываем.
7.3. Основной маркетинг планируется за счет медийной рекламы и и привлечения клиентов, которые не знали о существовании подобных услуг.
Например, есть такой проект, как habr.com, имеющий по всем своим проектам суммарный трафик порядка 13.7 уникальных посетителей в месяц.
В свое время для теста я разместил статью о полиграфе и она получила свыше 150 тыс просмотров.
Планируется на этом проекте разместить серию статей, как создавался проект.
А аудитория — это молодые люди, которые в принципе, являются потенциальными клиентами.
И это — бесплатно. Надо лишь потратить неделю и написать хорошие статьи.
7.4. Огромное количество новостных сайтов готово разместить у себя бесплатно интересную новость.
7.5. Реклама в социальных сетях, в том же vk.com / facebook.com / instagram.com, с правильно подобранным таргетингом и аудиторией.
7.6. Программное обеспечение Intertos имеет «панель партнера».
Можно клубам предоставить рекламные материалы, а администраторам панель для заказа мототакси и с каждого заказа они будут получать свой %.
Аналогичную панель можно предоставить вебмастерам, для размещения на их сайтах кнопки заказа мототакси.
7.7. Дополнительно можно предоставлять такую услугу, как «мотокурьер» и ее тоже продвигать.
В Яндекс Директ запросов по фразам «мотокурьер» и «курьер на мотоцикле» не много, около 350 в сезон, но размещение статей на новостных сайтах должно сгенерировать дополнительный спрос на услуги.
7.8. Естественно, есть дополнительные каналы рекламы, в лице контекстно-медийных сетей, партнерских сайтов и т.д. Но если расписывать все это дело, то уйдет немало времени, ибо их количество бесконечно.
8. Расходы на проект.
8.1. Сайт.
Расходы на сайт минимальные. Разработка + базовая СЕО оптимизация ~ ₽20.000-40.000 на сезон (с конца Апреля по Октябрь). В зимние месяцы желательно тратить по ₽5.000 на поддержание сайта.
8.2. Серверная часть.
Клонирование существующей серверной части на новый проект и дальнейшая оптимизация, обойдутся в ~ ₽50.000.
8.3. Мобильные приложения:
— редизайн мобильных приложений ~ ₽120.000
— размещение ~ ₽15.000 ($25 стоит аккаунт разработчика Google Play, $100 стоит аккаунт разработчика App Store, плюс какая-то сумма дизайнеру, за подготовку графических материалов для оформления страниц с приложениями). Само размещение приложений, описание и т.д. — это моя задача.
— ASO мобильных приложений. Первоначальный расход ~ ₽20.000, а после, ~ ₽10.000/мес. Итого, ~ ₽70.000-80.000 за сезон.
8.4. Реклама в социальных сетях:
~ ₽50.000/мес. на каждую социальную сеть (vk / facebook / instagram), итого, ~ ₽150.000/мес или ~ ₽750.000 за сезон.
8.5. Реклама в Яндекс Директ и Google Adwords. Сейчас не сезон, в связи с чем я не могу получить объективные цифры о предварительной стоимости рекламы. Но тем не менее, выложу что есть. Скорее всего ежемесячный расход не превысит сумму в ₽15.000, а за сезон ₽75.000.
8.6. Расходы на сотрудников.
По факту, нужно всего 1,5 человека:
— следящий;
— помощник следящего;
— маркетолог.
В принципе, всем этим может заведовать один человек, имеющий IQ чуть выше среднего.
При этом совершенно без разницы, в каком городе этот человек находится, ибо он может быть удаленным, в том числе иметь основную работу и совмещать с данной деятельностью.
В случае возникновения технических проблем, под рукой будет программист, который будет работать сдельно.
Звонки по телефону будет обрабатывать колл-центр, который будет брать рублей по 10 за обработку каждого входящего звонка.
8.7. Налоги.
Поскольку все операции осуществляются наличными деньгами, то по факту, все движение средств будет «серым». Байкер получает деньги от клиента, а затем, выплачивает вам вашу комиссию, чтобы быть подключенным к системе и иметь возможность получать заказы.
Даже если заказы будет выполнять партнер, вы всегда можете договориться с ним.
Так что, в налоги вы можете указывать ровно столько, сколько хотите.
Но юрлицо, все же, какое-нибудь нужно и заложим расходы на сезон на уровне ₽100.000
Регистрация товарного знака ~ ₽35.000
8.8. Итого, имеем сумму расходов:
~ ₽205.000 — создание инфраструктуры;
~ ₽75.000 — регистрация юридического лица и товарного знака (за сезон ₽135.000);
~ ₽20.000/мес на СЕО сайта, и ASO приложений (₽100.000/сезон);
~ ₽20.000/мес на рекламу в Яндекс Директ и Google Adwords (₽100.000/сезон);
~ ₽150.000/мес на рекламу в социальных сетях (~ ₽750.000/сезон);
~ ₽30.000-40.000/мес — удаленный сотрудник, который будет за всей инфраструктурой приглядывать (₽150.000-200.000/сезон);
Что касается статей, то вряд ли статьи кто-то напишет лучше меня, соответственно, этим придется заняться мне.
Промоушн, то есть работа с клубами. Здесь сложно прогнозировать расход. Какая-то сумма нужна будет на рекламные материалы (около ₽20.000-30.000), а потом зарплата промоутера (наверное, ₽70.000-80.000 в месяц, который будет ходить по клубам и предлагать им дополнительно с этого зарабатывать).
Итого, сумма расходов на сезон составит ~ ₽1.800.000, на всякий случай умножаем на 1.5 и получаем сумму в ~ ₽2.700.000.
9. Перспективы.
В данный момент услуги мотопрогулок довольно дорогие.
Обусловлено это прежде всего тем, что услуга не массовая, мало пассажиров.
После того, как сгенерируется на рынке дополнительный спрос и увеличится количество клиентов, можно будет снизить стоимость услуги, скажем, в 1.5 раза, после чего стоимость услуги станет сопоставимой со стоимостью такси: в период пробок поездка из точки А в точку Б будет стоить примерно столько же, сколько стоит такси, но при этом раза в два быстрее. В свою очередь это позволит сделать услугу более массовой, а это в свою очередь даст дополнительный приток клиентов за счет сарафанного радио.
В первый сезон (с конца Апреля по Октябрь) планируется выполнить порядка 20-100 тыс. заказов, что даст выручку на уровне ₽5-20 млн.
Итого, EBITDA должна составить от ₽2,5 до ₽15.0 млн. в первый сезон, но значительно выше в следующий.
Почему меня такие смелые прогнозы?
Еще когда я занимался развитием такси, я как-то сделал аналитику и оказалось, что очень много повторных заказов.
Вот здесь я расписывал об этом подробнее (пароль на статью imotocab).
Если быть кратким: 806 клиентов дало 1360 заказов, на сумму в ₽659 тыс.
При этом, 78 клиентов создали 432 заказа на сумму в ₽244 тыс! То есть, 9.5% клиентов дало 31,5% заказов и 34.5% оборота.
Ежемесячно количество заказов росло на 30% исключительно за счет повторных заказов старых клиентов!
10. Итог.
Данный проект мной разрабатывается исключительно для дальнейшей продажи.
А это значит: если вы заинтересованы в этом проекте, то можете предложить финансовую инвестицию, либо иное свое участие, что в будущем позволит вам выкупить проект по специальной цене, либо получить свой % с продажи проекта.
Почему я его не запускаю сам, а предлагаю сотрудничество?
Все просто.
У меня есть прежде всего моя основная работа, а затем, мой собственный проект в лице сайтов знакомств. В связи с этим мне нужен партнер, который взял бы часть задач на себя:
— сотрудник, который будет за всем приглядывать;
— промоутер, который будет работать с клубами, гостиницами, ресторанами и иными объектами;
— частичное финансирование проекта.
Конкретных условий сотрудничества в данный момент у меня нет.
Стоимость проекта мне видится на уровне выручки за первый сезон работы.
По всем вопросам пишите на почту
А что делают зимой данные фирмы, они только в сезон работают, выходит?
Вообще, то, что есть на данный момент — это даже не бизнес мототакси.
По большей части, услугу оказывают клубы, у которых куча дополнительных услуг:
— мотошкола (обучение)
— мотокортеж (хотя, я не знаю кто заказывает)
— мотокурьерка;
— консультация в покупке мотоцикла;
— запчасти, техническое обслуживание, ремонт, тюнинг;
— стантрайдинг (трюки). Например, вы снимаете видео (фильм) и вам нужны мотокаскадеры.
И в принципе, они готовы оказывать мотоуслуги в любое время года, главное, чтобы асфальт был сухим.
Зимой переходят на зимний режим. Например, обучение на «эндуро».
Более подробное описание всех услуг есть на сайте Мототакси24.