Онлайн сервис заказа такси. Часть 10. Объемы рынка
Чтобы понять в какую сторону развиваться, необходимо проанализировать объемы рынка и понять, какую можно занять на нем долю. Есть правило: если рынок претерпевает стагнацию, либо даже падает (как сейчас в сфере интернет-торговля), то не стоит лезть в этот бизнес. Но если рынок претерпевает рост – то это самое лучшее время для выхода на рынок.
Объемы рынка.
Прежде всего, размещу обновленные данные о объемах рынка заказа такси через мобильные приложения. Раньше, информацию о объемах Яндекс.Такси можно было увидеть на сайте Росинфотеха, но с недавнего времени лавочка прикрылась и теперь, остается только оперировать чуточку устаревшими данными и на их основе строить прогнозы.
Итак, ниже количество выполненных Яндекс.Такси заказов
Как видите, график очень впечатляющий.
Хочу сразу сказать, вообще самих заказов примерно в 2 раза больше и выполняемость на уровне 40-50% и в статье Как я создавал конкурента Яндекс.Такси. Часть 6. Финансовые результаты в комментарии, я отписывал причину, почему выполняемость низкая и в принципе, невозможно рассчитывать на значение в выше 50%.
Дальше, нам нужно оценить примерные объемы рынка.
Понятное дело, что хрена с два эти данные где-то откопаешь, поэтому, я решил попробовать оценить по тому, сколько их ищут в поисковиках. Для этого, я воспользовался Яндекс.Директ и ввел фразы, по которым ищут самые популярные сервисы заказа такси
Дальше, на основании этого графика, берем соотношение запросов Яндекса к количеству заказов.
Данные в Директе у нас за последние 30 дней и если продолжить график заказов Яндекса, то можно предположить, что за последние 30 дней у них было выполнено около 3 млн. заказов. Следовательно, соотношение количества запросов к количеству заказов:
241.162 / 3.000.000 = 0,08
Следовательно, если по этой формуле просчитать Gett и Uber, то можно получить примерные цифры:
Gett = 42.285 / 0,08 = 528,5 тыс.
Uber = 109.193 / 0.08 = 1.365 тыс.
С Рутакси сложно.
В отличии от Gett, Uber и Yandex, у них есть колл-центр и большая часть заказов проходит именно через колл-центр, поэтому, невозможно на основании количества запросов примерно определить, сколько у них заказов через приложение.
Но с учетом того, что их ищут не только по запросу «rutaxi» и «рутакси», а в основном их ищут по запросу «такси везет», то возьмем за основу 100% те запросы, которые идут через поисковые фразы «rutaxi» и «рутакси».
Rutaxi = 37.290 / 0.08 = 466 тыс.
И я прекрасно понимаю, что можно подвергать сколь угодно критике данную методику подсчета, так как я не учел статистику Google и т.д., но наша задача получить ориентировочные объемы рынка.
Итого, объем рынка заказа такси через мобильное приложение составляет порядка:
3.000.000 (YT) + 528.000 (Gett) + 1.365.000 (Uber) + 466.000 (Rutaxi) = 5.36 млн. заказов в месяц. И да, я здесь не учел ряд мелких контор, типа Citi-Mobil, TapTaxi, Taxik, Taxofichkoff и др. Но в общем, думаю, можно говорить о том, что Яндекс.Такси – это в данный момент половина рынка России, что не удивительно при их «грязной» политике, а сам рынок можно оценить грубо-примерно в 6 млн. заказов в месяц.
И да, важный момент — такси имеет незначительную сезонность и, например, в Декабре, количество заказов примерно на 20% выше, чем в Январе.
Объемы рынка и средний чек.
В принципе, на основании данной аналитике и по этой же методике, можно выцепив из Яндекс.Директ количество запросов в каждом регионе того или иного сервиса и умножив на средний чек в том регионе, ориентировочно подсчитать объемы рынка.
Ну, если взять очень-очень грубо, то за последнюю неделю, География в моем случае выглядит вот так:
По Москве, у моего сервиса он составил – 520 руб. (Яндекс.Такси заявляет о 550 руб.)
В Питере мой сервис не работает, поэтому ориентируюсь по данным Яндекс.Такси https://yandex.ru/company/researches/2015/spb/taxi
По Калининграду средний чек у меня составил 126 руб.
Думаю, можно ориентироваться по другим городам-миллионикам на уровне 170 руб.
Исходя из этого, можно прикинуть примерно следующие цифры:
Москва – 25%
Питер – 10%
Остальные – 65%
Таким образом (единственная формула, которая сейчас мне пришла в голову)
= ((25х520) + (10х330) + (65х170)) / 100 = (13.000 + 3.300 + 11.050) / 100 = 270 руб. — средний чек такси по России.
Умножаем средний чек на кол-во заказов в месяц = 6.000.000 х 270 = 1,62 млрд. руб./мес. — объем рынка такси в России в Ноябре, заказанных через мобильные приложения.
И этот рынок в данный момент активно растет: те, кто пользуется сервисами для заказа такси, уже давно оценили все удобства: очень быстрая подача авто, прозрачное ценообразование, понимание, где в данный момент находится выбранный водитель и т.д.
Для желающих, можно примерно прикинуть, какие объемы наличной и безналичной оплаты (если эти цифры вызывают интерес) в случае, если сервис предоставляет возможность оплаты наличкой, то в Москве (Яндекс.Такси) порядка 18-20% заказов идут с оплатой по карте. У Gett это значение чуть выше. Максимально это соотношение у Uber это значение составляет 100%, а вот у Rutaxi ниже и вряд ли дотягивает до 15%.