Систематическая ошибка выжившего. Управление бизнесом и маркетинг
Многие, при попытке построить бизнес, руководствуются историей других людей/компаний и стараются идти по их пятам. Но это не правильно. Примерно так же не правильно, как анализировать эффективность рекламы по количеству пришедших покупателей. На самом деле, все на много сложнее, чем кажется с первого взгляда.
Я уже рассказывал про ошибку в анализе событий и эта статья продолжение. Один из самых показательных примеров имеется в таком понятии, как «Систематическая ошибка выжившего» — разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе («выжившим») есть много данных, а по другой («погибшим») — практически нет. Так что исследователи пытаются искать общие черты среди «выживших» и упускают из вида, что не менее важная информация скрывается среди «погибших».
Во Вторую мировую войну венгерскому математику Абрахаму Вальду, работавшему в нью-йоркской лаборатории SRG, поручили найти решение важной задачи.
Не все американские бомбардировщики возвращались на базу. А на тех, что возвращались, оставалось множество пробоин от зениток и истребителей, но распределены они были неравномерно: больше всего на фюзеляже и прочих частях, меньше в топливной системе и намного меньше — в двигателе.
Значило ли это, что в пробитых местах нужно больше брони?
Вальд ответил: нет, исследование как раз показывает, что самолёт, получивший пробоины в данных местах, ещё может вернуться на базу. Самолёт, которому попали в двигатель или бензобак, выходит из строя и не возвращается. Поскольку попадания от вражеского огня на самом деле (в первом приближении) распределены равномерно, укреплять надо те места, которые у вернувшихся в массе наиболее «чистые».
Аналогичная ситуация с дельфинами: мы знаем истории, рассказанные людьми о том, как дельфины их дотянули до берега, не дав им погибнуть и мы не знаем ни одной истории когда наоборот, дельфины топили людей и вероятно, таких случаев в десятки раз больше
Книги наподобие «Секреты успеха от Джона Смита» также страдают ошибкой выжившего. Как правило, примерно через 3-5 лет после выхода книги, примерно 90% компаний, которые оказываются в этих книгах, исчезают с рынка (в лучшем случае их кто-то выкупает, а в большинстве случаев, они разоряются).
Ветеринарам известен парадокс: котов, упавших с шести и более этажей, приносят к ветеринарам в намного лучшем состоянии, чем упавших с меньших высот. Одно из объяснений этому — кот через некоторое время достигает предельной скорости (когда рост скорости остановится из-за сопротивления воздуха) и расслабляется, что помогает ему выжить.
Другое — ошибка выжившего: чем выше падение, тем больше шансов, что кот погибнет, и его не понесут в больницу.
В общем, не верьте всему тому, что видите, слышите, читаете. Научитесь анализировать полученную информацию. Научитесь смотреть на ситуацию с нескольких точек зрения.