Является ли в наше время выгодным такси как бизнес?

В последнее время получаю немало запросов по консультации, относительно запуска бизнеса в сфере такси и цель данной статьи — внести ясность в вопросах понимания этого бизнеса. В данной статье я распишу о особенностях бизнеса, плюсах, минусах, подводных камнях. Расписать это дело в двух абзацах довольно сложно, поэтому, будет много букв, более того, она будет постоянно дополняться.

1. Предисловие.
2. Уровень конкуренции в сфере такси.
3. Обоснование цены в ₽100 тыс. на запуск бизнеса.
4. Сколько можно заработать на этом бизнесе?
5. Можно ли вообще в этом бизнесе зарабатывать более-менее адекватные деньги?
6. Программное обеспечение для бизнеса такси.
7. Стоимость и сроки разработки подобного ПО.


1. Предисловие.
В интернете хренова туча всяких бизнес-планов по открытию такси, в которых расписывают какой это классный бизнес, обещая большие заработки, но скажу вам прямо, господа — все это на 99% бред и это я заявляю как человек, который свыше года поднимаю свой бизнес.
Ниже я расскажу некоторые нюансы, о которых вам никто не расскажет и о которых вы нигде не прочитаете.

В данной статье я приведу примеры запуска, работы, рекламы бизнеса такси на примере двух городов, с населением в 100 тыс. и в 12 млн. Города с населением от 100 тыс. до 12 млн. — находятся где-то посередине между этими двумя примерами. Итак, заварите чашку крепкого кофе и приступайте к изучению!)

2. Уровень конкуреции в сфере такси.
2.1. Уровень конкуренции в этой сфере в последнее время стал достаточно большим. Причина этого — низкий порог вхождения: в данный бизнес можно влиться с расходами около ₽100 тыс. При чем эта цифра справедлива как для города с населением в 100 тыс. так и для 12-ти миллионной Москвы (значение в 12 млн. взято из официальной переписи населения). Однако, модель бизнеса в этих городах различается кардинально: если в 100 тысячном городе вы сможете самостоятельно обеспечивать свой таксопарк заказами, то в Москве у вас нет ни единого шанса на это и вам остается лишь подбирать заказы из обменников.
И я прекрасно понимаю, что те, кто имеет бизнес такси, либо планирует обзавестись данным бизнесом и просчитал расходы, начнут со мной спорить, но советую прежде всего дочитать статью до конца: чуть ниже есть обоснование расходов в ₽100 тыс..

2.2. В среднем количество таксопарков во всех городах, не зависимо от численности населения, составляет примерно 1 на 10 тыс. населения. То есть, на 100 тысячный город получаем примерно 10 таксопарков, из которых 7 — это более-менее стабильно работающие, а 3 — это те, которые разорятся в ближайшие 3 месяца и на смену им придут 3 новых таксопарка.При этом, естественно, закрыться может и один из 7 более-менее стабильных и один из трех новых может войти в эту «семерку». К сожалению, многие не учитывают, что чтобы войти в эти 7 более-менее работающих, им придется отобрать клиентов у работающих таксопарков, сделать их своими клиентами — а это весьма сложная задача, требующая либо больших денег, либо хороших знаний в маркетинге. И если лет 5 можно было ценой как-то пробиться, то сейчас это нереально: в каждом городе есть несколько уровней таксопарков, начиная от иномарок и заканчивая убитыми «копейками», которые готовы довезти вас за ₽60-80 в любой конец города (естественно, здесь речь о 100 тысячном городе).

2.3. Скажу прямо: если вы собираетесь запускать службу такси «классическим» способом, то скорее всего вы довольно быстро закроетесь. И даже деньги, потраченные на рекламу, вам скорее всего не помогут: ведь в первое время вам придется тратить на рекламу денег больше, чем вы будете зарабатывать со своего бизнеса и как только у вас закончатся деньги, то закончится и поток клиентов. Все очень просто: как только вы прекратите тратить на рекламу, то сверху вашей рекламы появится реклама ваших конкурентов.

reklama_taxi

2.4. И если вы думаете, типа «вот, я сейчас начну работать, заполучу постоянных клиентов и потом не нужно будет особо тратиться на рекламу» — это не так. Клиенты имеют обыкновение мигрировать от одной службы такси к другой и как только клиент увидит на остановке новую рекламу, где служба «Экспресс» «Престиж» или «Лидер» предлагают подачу авто на ₽5 ниже, чем вы, можете не сомневаться, ваши самые лояльные клиенты уйдут к ним. Как я приводил пример на базе своего сервиса такси — 94% людей интересует прежде всего самая низкая цена. И именно поэтому, если вы планируете изначально привлечь клиентов самой низкой ценой, то как только вы поднимете ценник и он будет на ₽5 выше, чем у ваших конкурентов — ваши клиенты от вас уйдут.

3. Обоснование цены в ₽100 тыс. на запуск бизнеса.
Как правило, в подавляющем большинстве случаев, для запуска бизнеса такси в небольшом городе, закупается ПО «С***», при этом полная лицензия, включающая в себя телефонию (отзвон клиентам, автоответчик, запись разговоров), стоит ₽100 тыс. К ПО необходимо еще и сервер.
Однако, в наше время существуют и бесплатные решения тоже, предоставляющие не меньший функционал, а где-то даже большую стабильность и удобство пользования, но ими не пользуются и ниже расскажу почему.

Был у меня как-то диалог с одним человеком, который хотел открыть свою службу такси. Я попросил его, чтобы он расписал, что да как планирует сделать и когда человек расписал план, я в нем увидел это самое ПО «С***». На вопрос, почему он выбрал именно это ПО, а не другое, он мне ответил: ну, эту программу используют в нашем городе таксопарки «Экспресс», «Престиж», «Эконом» — они ведь не дураки! Именно так и происходит ситуация: программное обеспечение подбирается не исходя из требований, функционала, стоимости, удобства, а исходя из «они так делают, они ведь не дураки!».

3.1. Ниже я распишу, как можно уложиться в ₽100 тыс. для 100 тысячного города.
3.1.1. Программное обеспечение для автоматизации такси — «Н*******» — ₽0.
3.1.2. Рабочее место:
а. Компьютер. Наверняка можно найти какой-нибудь компьютер, который можно пнуть в бизнес. Если нет, то можно купить достаточный б/у за ₽10 тыс.
б. LTE модем с интернет тарифом — ₽3 тыс.
в. Стол, стул — уверен, что можно за ₽2 тыс. найти на Авито.
г. Пара «фонариков» для входящих и исходящих звонков, с тарифными планами, с большим количеством минут — ₽5 тыс.
д. Лазерный принтер (а лучше МФУ), для распечатки листовок — ₽4 тыс.
е. Коробка «Снегурочки» — около ₽1 тыс.
3.1.3. Клей, валики, трафареты (для расклеивания объявлений и загаживания подъездов и асфальтов) — ₽10 тыс.
Итого, вышло ₽35 тыс. 100 — 35 = ₽65 тыс. остается у нас на «маркетинг», представляющий из себя разрисовку асфальта, обклейку рекламой стен в подъездах и прочую гадость.
Средняя стоимость билборда в подобных городах — примерно ₽5-12 тыс. за размещение + первый месяц и дальше в среднем по ₽3-8 тыс./мес., все зависит от размеров этого билборда и местоположения.

Юрлицо, налоги?
Ребята, успокойтесь. В таких городах практически ни одна служба такси не имеет юрлица. В них не то что таксисты ездят без лицензии, некоторые из них ездят без прав!

Я что-то упустил?
Ах да, помещение! Можете открыться у себя в гараже или на кухне.

3.2. Укладываемся в ₽100 тыс. в 12 миллионном городе.
3.2.1. Регистрируем ИП, со счетом в банке — около ₽10 тыс.
3.2.2. Рабочее место. Берем как есть, из предыдущего пункта — ₽25 тыс.
3.2.3. Подключаемся к «Н*******» — ₽0. Можно и к «Р**»
3.2.4. Привлекаем водителей на своем авто — ваши оставшиеся 100 — 10 — 25 = ₽65 тыс.
3.2.5. Получаем заказы и распределяем между водителями.

В 12 миллионном городе нет смысла тратить деньги на рекламу. Вам просто не хватит денег, чтобы хоть сколько-нибудь конкурировать с местными компаниями.
Билборды — стоимость в среднем ₽40 тыс./мес. При этом, они как правило, размещены вдоль трасс и как бы не актуальны людям, которым нужно такси) И если вы разместите его рядом с высоким трафиком, например, станцией метро, все равно, вы не получите с него даже 100 заказов за месяц. Таким образом, он будет для вас глубоко убыточен.
Обклейка рекламой подъездов, остановок — тоже не дает эффекта.
Интернет-сайт тоже не даст вам клиентов. Мало иметь сайт, нужно еще сделать так, чтобы на него заходили люди, а я расписывал стоимость рекламы в своих предыдущих статьях:
Как я создавал сервис заказа такси. Часть 31. Провал интернет-сайта.
Как я создавал сервис заказа такси. Часть 27. Немного о рекламе и ее эффективности.
Как я создавал сервис заказа такси. Часть 7. Яндекс.Директ или как Яндекс не позволяет конкурировать с Яндекс.Такси.
Думаете, сможете договориться с ресторанами, гостиницами, клубами? Флаг вам в руки и барабан на шею!) Сперва подумайте о том, как вы собираетесь в городе, площадью в 2561 км2 подать авто нужного класса, в течении 7 минут.

4. Сколько можно заработать на этом бизнесе?
Да хрен знает. Может и что-то заработаете. Те, кто влез в этот бизнес несколько лет назад и с самого начала сделал изначально все правильно и не косячил — у них все хорошо. Знаю одну структуру, в 700-тысячном городе: так вот, они выполняют около 70% всех заказов такси в этом городе. У них весьма интересная бизнес-модель: в структуре 7 служб такси, с разными наименованиями. начиная от «Элит», в которой одни иномарки и заканчивая «Эконом», в котором ездят ржавые тазики 30-ти летней давности.

Не знаю ни одну службу такси в 100 тысячном городе, владелец которой зарабатывал бы более ₽80 тыс. В среднем, владельцы таксопарков, входящие в те 7, о которых я писал выше, зарабатывают около ₽50 тыс.
Что касается службы такси в 12 миллионном городе, то дела здесь не сильно отличаются от таковых в 100 тысячном. Ну, может раза в 1.5 больше. Да, есть службы, типа 2412, Nexi и некоторые другие, владельцы которых, вероятно, зарабатывают больше. Но, сказать честно, я сомневаюсь, что эти предприятия вообще являются прибыльными, ведь они выросли не сами по себе, они выросли за счет инвестиций..

5. Можно ли вообще в этом бизнесе зарабатывать более-менее адекватные деньги?
Можно, но если только сделать все по уму: вложив изначально несколько млн. в разработку специализированного программного обеспечения. Без этого ПО нет смысла лезть в этот бизнес. Речь идет о парсере обменников, который будет собирать заказы из обменников, анализировать их финансовую эффективность и на основе прописанных в нее алгоритмов определять, передавать заказ вашему водителю или нет. При определенных настройках можно добиться 80% загруженности ваших водителей и за 12 часовую смену они смогут получать выручку порядка ₽6-7 тыс. При этих цифрах бизнес способен приносить прибыль.

6. Программное обеспечение для бизнеса такси.
Как я писал выше, основной источник заказов в Москве — это обменники и это вполне логично. Дело в том, что в 100 тысячном городе, служба из 20-30 авто способна подать машину в любой район города, в течении 10 минут. Но в Москве, где площадь города составляет 2561 км2, чтобы подать авто в течении 10 минут, необходимо иметь в онлайне не менее 3 тыс. автомобилей. А поскольку это очень много, обменники превратились в связующее звено между сотнями таксопарков. Теперь, когда в таксопарк идет заказ от клиента, но при этом у него нет машины рядом с клиентом, он сбрасывает заказ в обменник и продает его за определенную сумму.

На сегодняшний день ни один таксопарк в Москве не способен выжить без обменника. Но здесь возникает весьма сложная задача: успевать перехватывать наиболее интересные заказы: ведь в обменник приходят заказы разные, начиная от «стандартного», ₽199 за подачу авто, включено 10 минут и далее по ₽15 минута и заканчивая крайне стремными, когда надо за ₽500 отвезти клиента в аэропорт.

Задача специализированного программного обеспечения заключается в том, чтобы ежесекундно парсить одновременно все обменники, анализировать эффективность размещенного в нем заказа и на основании этого, по заданному алгоритму принимать решение, забрать этот заказ, с дальнейшим назначением водителю или не забирать его.

Выглядит это примерно следующим образом:
В обменнике Х появился заказ, доставить клиента из точки А в точку Б за Y цену.
Далее, парер скачивает данные, анализирует его, прокладывает маршрут между этими точками, определяет, сколько времени у водителя уйдет на дорогу и дает оценку в коэффициенте, скажем, 0.8. При этом за 1 берется «стандартная» стоимость такси — старый тариф Яндекса.
Далее, в своем приложении, водители сами могут проставлять минимальный коэффициент принятия заказа.

Дальше, есть заказ на текущее время из точки А в точку Б, а есть заказ на будущее время, когда надо другого клиента забрать из точки Б и отвезти в точку В. При этом, программное обеспечение проанализировав время, когда водитель с клиентом будет в районе точки Б, принимает решение, выдать ли ему следующий заказ.
И здесь возможны инциденты, когда вдруг клиент, который едет из точки А в точку Б, вдруг захотел поехать дальше. И не будет ведь водитель его высаживать, а отказ от принятого раннее заказа, отвезти клиента из точки Б в точку В — приведет к штрафу.
Поэтому, как только в авто сел клиент из точки А в точку Б, водитель может у него поинтересоваться, могут ли быть изменение маршрута и если клиент ответит что нет, тогда водитель на своем планшете жмет на кнопку «готов принять следующий заказ». Тем не менее, в дороге могут произойти разные случаи: водитель может либо приехать на много раньше назначенного времени, либо опоздать и поэтому, такое следует применять лишь в случае коротких поездок, либо в тех случаях, когда до точки Б осталось менее 10-15 минут езды.

Ну и конечно же, «закрытие смены». То есть, если водитель хочет поехать домой, то по факту, он готов взять попутного клиента за любую стоимость. Алгоритм достаточно сложный, необходимо для его корректной реализации распилить Москву на полигоны, с определением вхождения того или иного адреса в тот или иной полигон.

И как бы может показаться, что разработать подобную инфраструктуру невозможно, но на самом деле, здесь работает пословица «глаза боятся а руки делают». В своей статье Как я создавал сервис заказа такси. Часть 25. Расчет стоимости поездки я описывал о применяемых у меня алгоритмах, позволяющих оценить время в пути, с учетом пробок. Эту систему можно как есть применить для расчета коэффициента эффективности заказа, при чем очень просто:
Есть заказ из точки А в точку Б за Y рублей
Алгоритм просчитывает стоимость по стандартному тарифу, с учетом пробок и получает значение Х.
В случае, если Y > 0.8Х, тогда можно брать заказ. Если меньше, не стоит, лучше подождать другой заказ.

Таким образом, подключившись сразу к нескольким обменникам и прописав необходимые алгоритмы работы вашему роботу, можно обеспечивать ваших водителей очень большим объемом заказов, загрузив их не менее, чем на 80%.

Другая необходимая часть — это собственное программное обеспечение для работы собственного таксопарка, которое должно включать в себя серверную часть с бэкэндом и клиенты для смартфонов/планшетов водителей, так как ни одно имеющееся на рынке ПО не имеет необходимого функционала. Дело в том, что у разных обменников разные алгоритмы работы и если к примеру, вы подключены к «Н*******», то вы должны передавать обменнику информацию о местоположении ваших водителей и только в этом случае оно будет предлагать вам заказы.

7. Стоимость и сроки разработки подобного ПО.
По моим оценкам, сроки разработки — не менее 1.5 года. И это при условии, если у вас будут все необходимые для разработки специалисты: дизайнер, проектировщик, технический директор, программисты и при составлении качественного технического задания.

Что касается стоимости проекта, даже если я буду сам для себя разрабатывать подобный продукт, то у меня по предварительной и очень поверхностной оценке выйдет не менее ₽3 млн. И это при том, что у меня уже есть понимание и опыт в разработке отдельных фрагментов инфраструктуры:
Как я создавал сервис заказа такси. Часть 25. Расчет стоимости поездки
Как я создавал сервис заказа такси. Часть 33. 14 месяцев разработки сервиса.
Но мне лично оно не нужно, так как я не вижу себя в этом бизнесе, а значит, если вы захотите создать подобное для себя, то готовьте не менее ₽10 млн.

Да, понимаю, что долго, дорого и сложно, но без всего этого запускать бизнес такси не имеет никакого смысла.
Вопросы?

Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x